Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы настоящей работы в том, что одной из задач «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года» стоит вопрос снижения смертности трудоспособных слоев населения страны от несчастных случаев на производстве, а также различных профессиональных заболеваний до уровня развитых европейских стран. Современные теоретики и практики отмечают, что эффективность любого предприятия в современном глобализирующемся мире зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько условия труда на рабочем месте способствуют разрешению все возможных проблем работников.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Современное общество характеризуется усилением внимания к различным видам социальной защиты и социального обеспечения работников предприятия. Особое место в этом занимают работники, занятые на предприятиях с повышенным уровнем рисков.
Тема несчастного случая на производстве остается актуальной на сегодняшний день, так как нередко на предприятиях нарушаются нормы охраны труда, вследствие чего может произойти несчастный случай.
Это абсолютно справедливо, ведь существенной особенностью любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем, кто не может посредством трудовой деятельности, по возрасту или иным обстоятельствам обеспечить себя.
Объект исследования - общественные отношения, которые появляются в процессе осуществления социальной помощи лицам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве.
Предмет исследования - правовое регулирование государственной социальной помощи лицам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве.
Цель - проведение комплексного анализа системы государственной социальной помощи лицам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы и характеристику социальной помощи населению в Российской Федерации.
2. Проанализировать правовые аспекты социальной помощи лицам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве.
3. Разработать предложения по усовершенствованию законодательства в сфере оказания социальной помощи лицам, пострадавших в результате несчастного случая на производстве.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.05.2024), ФЗ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 29.05.2024) и другие нормативно-правовые акты.
В ходе научной работы использовались следующие методы исследования:
- методологической основой исследования является комплекс подходов и методов научного познания.
Основным из них является диалектический метод, согласно которому вопрос социальной помощи населению рассмотрен в историческом развитии и взаимосвязи с другими категориями, в единстве и взаимодействии его составляющих элементов.
Эмпирические методы: анализ документов, статистических данных, контент-анализ ресурсов сети Интернет социальной направленности, анализ нормативных правовых актов.
Практическая значимость работы: представленные в работе данные могут быть использованы в организации социальной работы, а также в семинарских и лекционных материалах.
Степень достоверности: Сформулированные в исследовании выводы и предложения логически обоснованы и имеют высокую степень достоверности, что подтверждается:
-выбранным комплексом общенаучных и частно-научных методов исследования, составляющим методику исследования;
-нормативной базой исследования, включая Конституцию Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, нормативные правовые акты и нормативные документы Российской федерации.
-статистикой и правоприменительной практикой по теме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
В начале данного параграфа необходимо дать дефиницию государственной социальной помощи.
Ст. 39 Конституции нашей страны содержит основные вопросы, а также перечень социальных благ дополняется и конкретизируется законами и подзаконными актами. Приоритет защиты прав, свобод, а также жизни и здоровья граждан, установленный Конституцией Российской Федерации, требует эффективного правового регулирования государством отношения к особым социальным слоям населения.
Государственная социальная помощь выражается в форме предоставления различным социально незащищенным слоям населения помощи в виде социальных доплат, пособий, субсидий и иным образом. Указанное положение содержится в ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178).
В соответствие с ст. 1 ФЗ № 178-ФЗ под государственной социальной помощью понимается такая помощь, которая осуществляется гражданам, кто имеет свой доход ниже установленного прожиточного уровня в стране.
В современной России основными целями оказания социальной помощи в соответствие с ФЗ РФ №178-ФЗ являются:
- поддержание уровня жизнедеятельности особых социальных слоев населения;
- адресное применения выделенных из бюджета средств;
- усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- снижение уровня социального неравенства;
- повышение доходов населения.
Государственная социальная помощь может осуществляться в форме денежного обеспечения, обеспечения товарами, медицинско-реабилитационными услугами и иными формами, которые определены законодателем.
Сейчас малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам для получения необходимой помощи нужно обратиться в орган социальной защиты по месту жительства или вместе их пребывания с заявлением в письменной форме с приложением необходимых документов и сведений
Адресное использование бюджетных средств, предполагает доведение той части бюджетных средств, предназначенной для нуждающихся в социальной поддержке граждан, до получателей таких средств, т.е. до самих нуждающихся лиц. При этом, конечно, указывается цель использования бюджетных средств, их размер, порядок предоставления и т.п. Адресность является одним из важнейших принципов в сфере оказания социальной помощи, ведь в данном случае становится возможным четко определить тех лиц, которые такую помощь должны получить.
Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан проявляется в изменении величины доходов, при которой конкретное лицо может быть признано нуждающимся, а также в установлении ограничений субъектного состава лиц, нуждающихся в социальной поддержке (закрепление дополнительных критериев отбора лиц (имущественных, трудовых и т.д.).
В первом случае соответствующие полномочные органы могут увеличить либо уменьшить доходный порог для наделения лица статусом нуждающегося в социальной поддержке. При увеличении минимального уровня доходов количество лиц, подлежащих социальной защите, так же увеличится.
И, наоборот, при уменьшении величины прожиточного минимума сократится количество особых социальных слоев населения. Установление ограничений субъектного состава лиц, нуждающихся в социальной поддержке, может происходить посредством добавления таких условий, как необходимость отсутствия жилого помещения, необходимость отсутствия работы для признания нуждающимся в социальной поддержке и т.д.
Создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг может быть реализовано посредством создания различных органов и организаций, которые оказывают соответствующие услуги населению, увеличения уровня информирования граждан о возможности обращения за услугами социальной помощи и т.п.
Снижение уровня социального неравенства направлено на уменьшение количества лиц, которые не обладают минимальными возможностями для нормальной жизни в обществе в силу объективных причин. Добиться полного исключения социального неравенства на практике представляется невозможным. Даже если поднять уровень жизни всем нуждающимся в этом гражданам, социальное неравенство все равно останется, хотя уже в меньшей степени.
Это связано с разницей доходов населения. Повышение доходов населения как раз необходимо для снижения уровня социального неравенства, а также, в целом, для улучшения качества условий жизни всех граждан. Данная цель может быть достигнута посредством уменьшения уровня безработицы, когда преобладающее количество нуждающихся в социальной поддержке граждан будут трудоустроены и будут получать справедливую заработную плату не ниже прожиточного минимума .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3
3. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.
4. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 29.05.2024)// СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
5. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Доступ по: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_71673/
6. Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания: Постановление Минтруда РФ от 18.07.2001 № 56 (ред. от 24.09.2007) // Российская газета. 29.08.2001. № 167.
Учебная и научная литература
7. Андреева Т. М. Травматизм в Российской Федерации на основе статистики // Социальные аспекты здоровья населения. – 2017. – № 4 (16). – С. 64–67.
8. Выдрин И.В. Социальное право России [Текст]: учебное пособие/ И.В. Выдрин, А.Н. Котов. М., 2017 г. 418 с.
9. Барков Л.В. Социальное обслуживание в условиях рыночной экономики: современные тенденции и перспективы развития // Трудовое право. 2014. № 9.- С. 22
10. Аврамова Е. М., Логинов Д. М. Социальное самочувствие населения и риски снижения уровня жизни// Экономическое развитие России.— 2016. № 23. С. 59 -62
11. Романова Е.В. Право социального обеспечения [Текст] / Е.В. Романова. СПб., 2015. - 290 с.
12. Котляров С. Б. Пути улучшения государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства / С. Б. Котляров, А. С. Чувакова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. - С. 45-49.
13. Попова Т. В. Охрана труда. Учебное пособие. ФГОС /Т.В. Попова. М.: Феникс. 2017. 456 с.
14. Москвина М.С. Состояние производственного травматизма с тяжелыми последствиями в разрезе субъектов Российской Федерации /М.С. Моквина //Экономика труда. 2024. №9. С. 1507.
15. Усова О.А. Причины производственного травматизма и профзаболеваний работников сельского хозяйства /О.А. Усова //Профессия инженер. 2022. 686 с.
16. Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования: Научно-практическое пособие. — М.: "Центр социально-трудовых прав", 2012.С.63.
Интернет – ресурсы
17. http://nizegorodsky.nnov.sudrf.ru/ Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород.